Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная

 школа №1 пгт Палана"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

История школы

 

В 2012 году Паланской школе исполнилось 120 лет! 

     

           

Отчет ведётся от первого письменного упоминания, которое сохранилось в фондах государственного архива по Дальнему Востоку в г. Томске. «В перечне школ Петропавловской округи за 1892 год встречается школа в селении Паланском, в которой обучались 8 мальчиков». Вероятнее, она была организована при церкви по личному желанию священника или по просьбе жителей селения.

В 1900 году упоминается школа грамотности, которая содержится на средства общества. Обучается в ней 10 мальчиков и 3 девочки. До 1902 года школа была не официальной.

С 1 октября 1902 года в Палане функционирует церковно-приходская школа. До постройки собственного здания ученики занимались на квартире, обучалось 4 мальчика и 3 девочки.

В 1890 году священником был Лонгинов Алексей Алексеевич, видимо, сын первого паланского священника Алексея Петровича Логинова – Лонгинова.

 

1892 год  год основания Паланской школы (архивный материал).

В «Диалектическом очерке Камчатки» К.М. Браславцев писал: «Будучи в 1899 году в Палане, в январе, я полюбопытствовал как идут занятия в местной школе. Захожу в низкое, темное помещение. Попа-учителя нет. Ребятишки сидят одни, тщательно стараясь прочесть текст молитв, написанных на совершенно непонятном им церковнославянском языке. Я попытался с ними заговорить, но они по-русски не понимают. Вдруг к окну подходит местная жительница и говорит им по-корякски: учитель мол, велел идти по домам. Учение на этом заканчивается. Ученики  с великой радостью разбегались по домам». 

Только в 1909 году в село прибыл первый учитель, получивший педагогическое образование – Савченко Фёдор Кириллович. Дело отца уже в 30-е годы продолжили его дети, отличники Народного образования Савченко Нина Федоровна и Ростислав Федорович.

Школа тогда была трёхклассная.

«Школа занимала не большое здание с одной классной комнатой, во второй половине жила семья учителя. Первый, второй и третий классы занимались в одну смену. Ежедневно было три урока: чтение, арифметика, чистописание. В классе стояли парты в три ряда, стол для учителя, стеклянный шкаф с книгами, который называли библиотекой. Книжки выдавал учитель один раз в неделю… Книжки были только детские. На стенах были развешаны портреты: Ломоносова, Некрасова, Пушкина и других. Тетрадей не хватало, и мы иногда писали на грифельных досках», - такой запомнила школу ученица тех лет, ставшая в последствии учительницей начальных классов, - Брек Домна Николаевна, удостоенная  звания Заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Вскоре вместе с Савченко Ф. К. стал работать учителем уроженец Паланы Лонгинов Иван Васильевич, получивший педагогическое образование в г. Петропавловске–Камчатском.

1930 год. Школа размещалась во вновь отстроенном здании с двумя классными комнатами, вестибюлем и учительской. Здание это находится там, где  сейчас  находится пищекомбинат, в его восточной части. Рядом в это время и строилось здание сельского клуба с библиотекой. В селе в это время не было ни радио, ни электричества. Занятия велись в две смены. Первые и последние уроки проводились при керосиновых лампах и свечах. Только слово учителя и книги в школьной и сельской библиотеках вели детей в мир знаний.

Вспомним учителей тех лет Генрих Иванович Больбат в первом классе; Памтелеймон Васильевич Лонгинов во втором и третьем классах; Геннадий Трофимович Скрябин.

Из рассказа Живодеровой Александры Петровны, уроженки села Палана, учительницы начальных классов 1933-1942гг.: «В январе 1929 года, в зимние каникулы, меня и Варю Лонгинову послали на первый районный пионерский слет в село Тигиль. Ехали мы на собачках четыре дня, ночевали в селах Кахтана и Аманино. На слете шёл интересный разговор об основных задачах, которые стояли перед пионерами, об организации пионерской работы в селах.

В 1930 году я поехала учиться в Тигиль, там открылась семилетка. А в 1933году, после окончания школы была направлена на учительские курсы. После курсов преподавала в Ваямпалке – кочевой. Здания для школы там не было, поэтому строили сами. Сделали каркас, обтянули стены шкурами и покрыли крышу соломой. Столы и скамейки нам помогли приобрести шефы – коммунисты из нефти разведки.

Дети не знали русского языка, а я корякского. Тогда мне дали комсомольское поручение: до января 1934 изучить корякский язык и учить детей. Позже работала в Кахтане и Палане – кочевой, а с 1940 по 1942 годы – в Паланской школе. Вечерами работала со взрослыми по ликвидации неграмотности. Работать в эти годы было трудно, но интересно».

 

В 1937 году Паланская школа стала семилетней. Школа была маленькая, состояла из двух помещений, поэтому детям приходилось учиться в малоприспособленных помещениях в клубе, в сельсовете. Построено было это здание в конце 20-х годов. Первые и вторые классы учились вместе у одной учительницы - Доброхотовой Натальи Евстафьевны. Все остальные классы, начиная с третьего класса, учились раздельно в две смены.

 

Обучение продолжалось и в годы войны.

Из воспоминаний Мешалкиной Риммы Алексеевны, Заслуженного учителя РСФСР, кавалера ордена Дружбы народов: «Уже в 1941 году в школе были организованы трудовые бригады, которые занимались сбором дикоросов, заготовкой дров, работали на рыбацких станах. Обязательно участвовали в посадке картофеля, овощей, собирали черемшу, готовили вещи для ярмарок–распродаж, чтобы вырученные средства перечислить в фонд обороны. Когда собирали черемшу, то жили в палатках в долине Анниной речки. Черемшу доставляли на лошадях в Палану. Затем уходили на зимник, садили, окучивали и убирали картофель. Капусту садили, а затем тщательно следили (каждый за своим участком), чтобы не было червя. Когда шел уёк, все бригады были на Усть–Палане. Мальчики черпали уёк, девочки сушили. В августе собирали ягоду и сдавали в фонд обороны.

В лето 1943 года бригада работала на рыбкооповской рыбалке. Будили утром, как только подвозили рыбу, чаще в 5-6 часов. Работали все на совесть. Уставали так, что придя в палатку, молча падали на постель (кроватей не было, был настил из веток, сено, на которой стлали то, что принесли из дома). И только после отдыха вновь становились теми девочками, которым было по 13-16 лет. В поселок ходили редко, только помыться в бане. Все было подчинено одной цели: помощь фронту».

«Во главе бригад стояли учителя–комсомольцы. Одним из них был Галкин Георгий Иванович. С лета 1942 года (в течение всех военных лет) одной из бригад руководила комсомолка, учительница английского языка Еланцева Полина Григорьевна. Бригады работали с весны до осени, прихватывая и сентябрь. Тогда на уборку урожая и заготовку дров выходила вся школа. Выпускники школы уходили на фронт. Защищая Ленинград, погибли Лонгинов Петр и Шмагина Зинаида, освобождая Курилы, - Снавидов Алексей, Лефлер Карл, Баран Иван. Вечная им Память…

Директором школы был Кубышин Анатолий Иванович. Школа занималась в две смены, а вечером была третья смена – ликбез для взрослых. Каждое утро ученики приходили к школе и на площадке возле школы делали зарядку. Школа была с печным отоплением. Дрова заготавливались учениками и учителями. Имела школа и своих лошадей. Сено заготавливали мальчишки» (из воспоминаний Шараповой М.Т., Ху-Эн-Сун М.В.)

 

40–е годы

Палана росла. Росло и число учеников. В 40-е годы бывшее здание школы в два класса было отдано под интернат. Классы были разбросаны по всей Палане. Занимались в клубе, под класс был занят партийный кабинет.

В 1940 году к школе была пристроена пристройка. Левое крыло здания, где раньше размешались финотдел, сберкасса и госбанк, были переданы школе. Классы размещались в одном здании.

В Палану я приехала после окончания начальных классов в селении Палана-кочевая. Жила в интернате. Хорошо помню, что у нас тогда работала уборщицей в интернате Екатерина Васильевна Анищенко. Она строго следила за порядком, требовала чистоты и опрятности, учила стирать. Мы все очень любили её и считали, что она тоже воспитательница, - так вспоминала старейшая жительница Паланы Солодякова Анна Иннокентьевна.

Попытки открыть среднюю школу в Палане были в 1943-1944, 1944-1945 годах. Впервые попытка была сделана в 1943 году. Открывался 8 класс. В классе было 9 человек. По окончанию 8 класса осталось четверо. В 9 класс учащихся не набиралось, поэтому учиться уезжали в Тигиль. Там обучение было платное.

 

50-е годы

В 1950 году Паланская школа стала средней. В 1953 году состоялся первый выпуск десятиклассников. Их было шесть человек: Гридяев Валентин, Логинова Нина, Мутовина Дина, Нарзяев Иван, Паранюшкина Светлана, Попова Нина. В школе в то время обучалось чуть более 200 учеников. При ней был интернат, где жили дети из ближайших сёл. Директором школы была Ивахненко Ирина Яковлевна, закончившая физико–математический факультет Хабаровского педагогического института. Завучем была Лонгинова (Мешалкина) Римма Алексеевна.

 

70-е годы

До 1970 года школа была одноэтажной, деревянной. В 1979 году было сдано трёхэтажное здание, в котором учащиеся обучаются и сейчас.

В конце 70-х годов школа занимала три типовых здания. В одном учились ученики начальной школы, в другой - учащиеся среднего и старшего звена, в третьем - интернат для детей  из окрестных сёл. Число учащихся увеличилось до 800 человек, половина из них была из детей местных коренных национальностей. Плохое знание русского языка мешало детям коренных национальностей хорошо учиться. Школа должна была добиться того, чтобы её питомцы хорошо говорили и читали на русском языке. Уже к концу 1972-1973 учебного года школа подняла итоги  кропотливого труда учителя в выполнении этой задачи – из школы выпускалась группа местных коренных национальностей, увеличилось количество детей, учащихся на «4» и «5».

По материалам газеты «Народовластие» от  30 августа 1994 года: «… около 750 учеников будут грызть гранит науки в средней школе. Шуму весёлого предстоит! Учеба в две смены, пятые и шестые классы – во вторую.

Год  подтвердил высокий рейтинг школы. Уровень подготовки выпускников выше среднего. Все выпускники поступили в ВУЗы,  шестеро стали учиться в Москве. Успехи выпускников обеспечили во многом учителя и сотрудники своими стараниями.

Заботы есть. В школу–комплекс входят дом пионеров, станция юных юристов».

Долгое время на благо образования работали дети первого учителя – Савченко Нина Федоровна и Ростислав Фёдорович, внук Эдуард Ростиславович. Огромная учительская династия настоящих камчатских просветителей Лонгиновых, Заслуженных учителей Цыбикова З. П., Пронская Т. И., Чалая А. Г., отличники народного образования Кириленко Д. И., Дормидонтов В. В., Алексеева Н. М., Изергина И. Ф., Воронина Г. А.

Выпускники школы работают во всех регионах России. Это строители и врачи, юристы и экономисты, деятели культуры и спорта. Девять человек стали кандидатами наук: Калашников Николай, Быкасов Валерий, Мохнаткина Юлия, Кихляп Варвара, Голубев Владимир, Скоба Виктор, Мешалкин Аркадий, Лебедев Сергей, Пушкарев Евгений. Гордость школы – 20 выпускников, ставших педагогами и работающих в родной школе.

Новое время ставит новые задачи.

В муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Палана» работает квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на инновационную деятельность, развитие школы, значительное количество педагогов стремится к саморазвитию и повышению профессионального мастерства. Из 36 педагогов, 29 имеют высшую и первую квалификационную категорию, 14 человек прошли дистанционные курсы по обучению на персональном компьютере,  с целью создания мультимедийных пособий. Учителя начальных классов прошли обучение в КамИПКПК  по теме «ФГОС НОО: содержание, методика и технология введения». Четыре учителя-предметника, прошли курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе». Пять учителей обучались дистанционно по теме «Подготовка методических материалов в Microsoft Excel».

Степень  обученности за последние три года стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях, составляя по классам в большинстве случаев 100%. Учебное заведение третий год  работает без  второгодников. Ежегодно среди выпускников школы – серебряный медалист.

Теоретические и методические находки педагогов школы являются востребованными в педагогических сообществах, поэтому на базе учебного заведения проходят семинары совместно с ДОУ и ИУУ.

Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. По федеральной программе компьютеризации школ приобретён и действует  современный компьютерный класс на 14 мест, осуществлено подключение к сети Интернет. Установлены интерактивные доски в учебных кабинетах математики, физики, химии, русского языка и литературы, истории, начальных классов, имеются три проектора, три ноутбука,  в 15 учебных кабинетах оборудовано компьютерное рабочее место учителя. Оборудованы компьютерные рабочие места администрации, в библиотеке – 4 компьютерных рабочих места.

Школа работает в тесном контакте с учреждениями дополнительного образования: более 50% школьников занимаются в кружках и секциях Детской школы искусств, детско-юношеской спортивной школы. Работниками Дома культуры совместно с окружной библиотекой, педагогами школы создана для школьников сеть кружков и секций.

Выросла удовлетворенность педагогов, учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы. О чем свидетельствуют итоги анкетирования.

Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • значительный авторитет школы в окружающем социуме;

  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

  • качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы;

  • преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;

  • комфортный психологический климат в школе.

В школе работают 36 педагогов, из них 23 - высшей и первой категории, 1 - Заслуженный учитель – Пушкарёва Нина Никоновна.

Ученики школы неоднократно становились победителями Всероссийских региональных олимпиад по правоведению, биологии, русскому языку. Лауреатами премии «Талантливая молодёжь» в рамках национального проекта «Образование» стали: 2006год - Роганова Екатерина, Сорокин Николай, Коваль Тарас, Карлагин Алексей; 2007 год - Северена Юлия; 2009 год - Ставер Татьяна; 2010 год - Овечкина Алина; 2011 год - Корчмит Антон, Лужин Владимир. Победители предметных олимпиад – Попова Василина, Иванова Наталья, Гаврилов Дмитрий, Ивинтаксяв Андрис, Утонова Тамара. Приняли участие в работе «Летней физико–математической школы КАО», с честью выдержали все испытания, набрали самый высокий рейтинг и привезли в родную школу 11 дипломов. Прочную базу знаний, позволившую завоевать победу, заложили учителя Розова Светлана Михайловна, Черкасова Татьяна Александровна, Соколова Елена Алексеевна.

С 1994 года 23 ученика окончили школу с Золотой и Серебряной  медалями. Среди них Ставер Наталья, Роганова Екатерина, Решетникова Анна, Чалый Максим, Лепёшкин Иван, Степанова Надежда, Кузнецова Людмила, Баранова Анна, Рыжкова Ксения, Левенец Наталья, Астахова Елена, Шапрынский Глеб, Каюрова Ксения,  Северина Юлия, Попова Василина, Иванова Наталья, Гаврилов Дмитрий, Рожков Павел, Горбунова Дарья, Савайтан  Вера,  Ставер Татьяна,  Корчмит Александра, Овечкина Алина.

В школе работали кружки эколога – биологические, туристско–краеведческие, художественного творчества, предметные. Свои творческие способности ученики могли развивать в ансамбле «Каюю» под руководством Кевевтегина Сергея – первого корякского балетмейстера, в детской телестудии «Пятёрка», которая являлась номинантом и финалистом премии «ТЭФИ - Регион», в кукольном театре Буюкли И. И., школьном театре Дудник О. К.

Ансамбль «Школьные годы» под руководством Кутынкавав С. Р. и Беляевой С. П., Заслуженных артистов РФ, не раз становились лауреатами различных конкурсов, побывали  на гастролях во Франции, Германии, Италии.

Особой популярностью тех лет у учеников пользовались кружки прикладного искусства Радченко Натальи Ивановны, Носковой Ольги Николаевны, Хелол Надежды Кайзивны, и её дочерей  - Татьяны и Людмилы.

А теперь в школе работают кружки 4-х направлений – социально-педагогический, спортивно-технический, художественный, физкультурно-спортивный:

  • «Рукодельница», руководитель Радченко Н. И.

  • Театр «Глобус», руководитель Дудник О. К.

  • «Корякский язык», руководитель Жиркова М. Р.

  • «Гном Говорун», руководитель Коренная М. В.

  • «Олимпийские резервы», руководитель Должикова Н. М.

  • «Олимпийские надежды», руководитель Плепов В. А.

  • «Настольного тенниса», руководитель Аюшеев Д. Д. 

Учитывая потребности современного мира, школа решает задачу подготовки ребёнка к полноценной жизни в условиях информационного общества. В школе используется массовое проникновение в учебную жизнь электронных пособий, широкое пользование Интернетом.

Школьный коллектив стремится строить свою работу на педагогике сотрудничества, толерантности и взаимопонимания, открывая простор для формирования творческой личности.

Дата последнего обновления страницы 26.07.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения